18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
03 июля 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
05 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
24 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Афиша
  • Май
    17
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
Опера
08 Сентября / Вс 19:00–22:00
Тоска
Дж. Пуччини
Описание
Возрастная категория: 18+
Продолжительность: 3 часа 0 минут
Опера Джакомо Пуччини

Исполняется на итальянском языке с русскими титрами

Либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по одноименной пьесе Викторьена Сарду, при участии Джакомо Пуччини

Опера написана в 1900 году, в данной сценической версии впервые представлена в Перми в 2024 году

На счету 30-летнего дирижера Тимура Зангиева — музыкальное руководство многими резонансными премьерами последних лет, от «Садко» Дмитрия Чернякова в Большом театре до «Ромео и Джульетты» Константина Богомолова и Максима Севагина в столичном МАМТе. В Пермской опере Зангиев дебютировал постановкой «Тоски» Джакомо Пуччини — произведения, написанного в 1900 году и балансирующего между поздним романтизмом и стилем либерти, национальной итальянской вариацией европейского модерна, между экстравертностью большого оперного стиля и камерной природой музыкальной драмы, разыгрываемой тремя протагонистами. Этот спектакль стал дебютом и для резидента Пермской оперы Федора Федотова: режиссер «Реки Керлью» Бенджамина Бриттена (2022, лонг-лист премии «Золотая Маска») и «Похмелья» Георгия Федорова (2023, мировая премьера) выпустил свою первую полноформатную постановку в тандеме с художницей Ларисой Ломакиной: «Тоска» — ее третья по счету работа в Перми после «Кармен» и «Летучего голландца».

> Краткое содержание

I

В закрытой для прихожан церкви Сант-Андреа-делла-Валле занят своим делом живописец Каварадосси. Ризничий, который помогает художнику, потрясен: изображенная на полотне Магдалина напоминает ему одну из посетительниц церкви — маркизу Аттаванти. Ризничий возмущен, а Каварадосси доволен: значит, сходство действительно схвачено. Он работает с увлечением, время от времени вынимая медальон и любуясь портретом возлюбленной — известной певицы Флории Тоски.

Художник не знает, что в церковь проник человек в арестантской одежде и укрылся в капелле маркизов Аттаванти. Решив, что церковь пуста, тот выходит из убежища. Каварадосси узнает беглеца — это его бывший товарищ Анджелотти, сторонник Римской республики. Художник предлагает другу помощь и содействие.

Стук. Анджелотти снова прячется в капеллу. Каварадосси подает ему корзину с провизией и только после этого открывает дверь. Вошедшая Тоска в гневе и замешательстве: с ее Марио кто-то был… Но нежные признания и ласки Каварадосси убеждают ее лучше слов. Она предлагает ему встретиться этим вечером после спектакля в их укромном доме. Рассеянность Каварадосси вызывает новую волну ревнивой подозрительности в Тоске. К своему ужасу, в Магдалине она узнает молодую маркизу Аттаванти. И снова Каварадосси стоит большого труда убедить Флорию, что лишь она одна владеет его сердцем.

Когда Тоска уходит, Каварадосси предлагает Анджелотти приют в своем доме, где на случай погони можно спрятаться в колодце. В эту минуту слышится выстрел тюремной пушки: бегство раскрыто. Друзья спешно покидают храм.

В церковь врывается начальник полиции барон Скарпиа. С ним — полицейский Сполетта и несколько жандармов, они обыскивают храм. Скарпиа допытывается у ризничего, не видел ли он Анджелотти. Испуганный священнослужитель обнаруживает неопровержимую улику присутствия в храме постороннего: дверь в капеллу Аттаванти открыта, а корзина с завтраком Каварадосси пуста. Он точно знает, что Каварадосси отказался от еды. Скарпиа догадывается, что художник помог бежать преступнику.

В дверях показывается Флория Тоска. Коварный Скарпиа решает зажечь в певице ревность, выведав у нее всё, что она знает. Он намекает ей на любовную связь Каварадосси с маркизой Аттаванти. Улики налицо: картина, забытый веер с гербом, который здесь обронил Анджелотти из свертка с женской одеждой, оставленного сестрой.

Пойманная на удочку, Тоска решает искать своего неверного возлюбленного и его даму. Скарпиа посылает ей вслед жандармов. Оставшись один, барон предается давней затаенной мечте — добиться любви красавицы Тоски.

II

Скарпиа в своем кабинете, расположенном в верхнем этаже палаццо Фарнезе. С нижнего уровня доносятся звуки оркестра — это королева празднует победу над Бонапартом. Входит посланный следить за певицей Сполетта. Он сообщает, что Тоска недолго была в доме Каварадосси, преступник Анджелотти там не найден, но полиция арестовала самого художника.

Вводят Каварадосси. Начинается допрос. Художник держится мужественно. Скарпиа и его сообщники начинают терять терпение, но тут входит Флория Тоска. Она бросается к Каварадосси и слышит из его уст: «Молчи!» Художника тут же уводят.

Из-за стены раздаются стоны пытаемого Каварадосси. В отчаянии Флория готова на всё, лишь бы прекратили насилие! В конце концов, теряя остатки воли, она выдает тайну: беглец спрятался в колодце у дома.

Стражники вносят в кабинет обессиленного Каварадосси. Скарпиа громко отдает приказание Сполетте: «К колодцу!» — и Каварадосси понимает всё. Он отталкивает Флорию, а известие, которое в этот момент приносит Сполетта, — о победе Наполеона под Маренго — придает ему сил. Его слова становятся всё язвительнее. Скарпиа взбешен. Художника отправляют в темницу.

И вновь для Тоски наступают минуты отчаяния. Барон обещает помиловать Каварадосси, если певица станет его любовницей. Измученная женщина согласна… Но тотчас она обретает решимость и хладнокровие. Прежде всего она требует свидания с Каварадосси. Затем — Скарпиа должен обещать, что художника «казнят» холостыми выстрелами. И наконец, им необходим пропуск, чтобы беспрепятственно перейти границу. Скарпиа обещает выполнить все ее требования.

Пока барон пишет, Тоска замечает лежащий на столе нож. И когда Скарпиа направляется к ней, раскрыв объятия, Флория вонзает нож ему в грудь: «Тоска крепко целует!» Она берет пропуск и тихо выходит из кабинета.

III

Суров и неприступен тюремный замок Сант-Анджело. Солдаты сопровождают Каварадосси к месту казни. Когда на площадке башни появляется Тоска, художник не верит своим глазам. Он видит пропуск, слышит рассказ о смерти Скарпиа, о подготовленном бегстве. Каварадосси потрясен мужеством любимой. Тоска полушутя-полусерьезно просит его быть осторожным при падении в момент холостого выстрела.

Конвой уводит Каварадосси. Тоска следит за ним издали. Гремит залп. Тоска довольна: ее Марио сыграл отлично. Едва шум солдатских шагов стихает, она бежит к любимому… Он мертв!

На площадке появляются Сполетта и Скьяроне. Убийство Скарпиа раскрыто, убийца — Тоска. Ей не уйти. Враги совсем близко… Оттолкнув полицейского, Тоска бежит к краю площадки, поднимается на парапет и бросается вниз.

постановщики
Музыкальный руководитель и дирижер: Тимур Зангиев
Дирижер: Петр Белякин
Режиссер-постановщик: Федор Федотов
Художник-постановщик: Лариса Ломакина
Художник по костюмам: Лариса Ломакина
Художник по свету: Иван Виноградов
Художники по видео: Валерий Ершов, Михаил Мясников, Алан Мандельштам
Хормейстеры-постановщики: Екатерина Антоненко, Вячеслав Козленко
Оператор-постановщик: Станислав Лавров
Хореограф: Алексей Расторгуев
Драматург: Дмитрий Ренанский
Консультант по итальянскому языку, автор перевода титров: Дарья Митрофанова
Фото
ближайшие показы
8 Сентября / Вс 19:00–22:00
10 Сентября / Вт 19:00–22:00
Пермский театр оперы и балета
поиск